ФЕОФИЛАКТ

ФЕОФИЛАКТ
1) (Горский)
(ум. 12(23).09.1788)
   православный церковный деятель, епископ Коломенский, философ. Учился в Славяно-греко-латинской академии, где с 1768 г. был префектом, а в 1769–1774 гг. - ректором. В 1773 г. Ф. издал на лат. и рус. языках в виде дискуссионных тезисов христианские догматы православной веры. Собирал материал для издания в 1784 г. "Догматико-нравоучительного богословия" (на лат. языке). Однако гл. труд Ф. - "Гармония и толкование на все Священное Писание" - до сих пор остается в рукописи. По мнению Тареева, Ф. - один из основателей собственно отечественной традиции религиозно-философской мысли. Наряду с Платоном (Левшиным) он стал выразителем метода анагогии, требующего синергического (см. Синергизм) одухотворения "внешности красящегося слога", или буквы, что позднее дало повод нек-рым авторам упрекнуть Ф. в компилятивности. Напротив, для Ф. характерно подчеркивание "сокровенности" своей мысли или духовного опыта. Его творчество явилось наглядной иллюстрацией вывода Зеньковского о "конкретном онтологизме" как одной из осн. особенностей рус. философствования.
   Л и т.: Евгений (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина. 3-е изд. М., 1995; Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М, 1855; Филарет (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы. Чернигов, 1863. Кн. 2; Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. Спб., 1901.
   П. В. Калитин
2) (в миру Федор Леонтьевич Лопатинский)
(70-е гг. XVII в., Волынь - 6(17).05.1741, Петербург)
   церковный деятель, богослов, философ. Род. в дворянской семье. В молодые годы обучался в Киево-Могилянской академии вместе с Феофаном Прокоповичем, считался его школьным товарищем. По завершении обучения уехал за границу, какое-то время находился в Германии и Польше, а затем прошел полный курс наук в римском коллегиуме св. Афанасия. После же возвращения на родину преподавал в Славяно-греко-латинской академии философию и теологию (1704–1710), был префектом, а затем и ректором академии (1708–1722), одновременно являлся настоятелем Заиконоспасского монастыря, в стенах к-рого размещались учебные корпуса. Деятельность Ф. на посту ректора академии во многом способствовала преобразованию этого учебного заведения из заурядной школы в крупный просветительский центр, где обучались словесности, иностранным языкам, математике, физике, философии. Составленный Ф. двухлетний курс философии включал в себя интродукцию (вводный курс с элементами истории философии), диалектику (формальную логику), логику, где рассматривались вопросы гносеологии, физику и метафизику. Курс этики считался факультативным. Хотя в философском курсе Ф. не обходит процессов разложения догматической схоластики и возникновения теоретических систем, пытавшихся соединить светские и религиозные представления, науку и вероучение, в своих богословских взглядах он придерживался ортодоксальных позиций. В 1712 г. Феофан Прокопович написал соч. "Распря Петра и Павла об иге неудобоносимом", где проводил мысль о том, что человек оправдывается перед Богом не благочестивыми делами, но лишь верой в миссию Иисуса Христа. В ответ Ф. выпустил в свет полемический трактат "Иго Господне благо и бремя Его легко", обвинив Прокоповича в отступлении от православия. В 1714–1726 гг. Ф. трудился над исправлением славянского перевода Библии, используя при этом тексты Священного писания по крайней мере на 4 языках. Новый перевод славянской Библии по традиции приписывается иным авторам, хотя мн. историки считают, что все важнейшее в исправлении перевода сделано Ф. или при его ближайшем участии. Петр I высоко оценивал обширные знания и безупречную репутацию Ф., к-рый при образовании Синода был назначен одним из его членов. По преданию, именно Ф. стоял у смертного одра Петра в последние часы его жизни. При Екатерине I становится архиепископом Тверским и вторым вице-президентом Синода. В 1728 г. Ф. издает осн. богословский труд Стефана Яворского - "Камень веры", вызвавший неудовольствие ориентирующихся на нем. протестантов придворных кругов. Став жертвой борьбы придворных группировок, он в мае 1735 г. был арестован, лишен всех прав состояния, а с декабря 1738 г. содержался в застенке. На свободу Ф. был выпущен лишь незадолго до смерти.
   С о ч.: Избр. филос. произв. / Пер. и общ. ред. А. В. Панибратцева.
   Л и т.: Морошкин И. Я. Феофилакт Лопатинский, архиепископ Тверской в 1706–1741 гг.: Исторический очерк // Русская старина. 1886. № 1–2; Покровский Н. А. Феофилакт Лопатинский // Православное обозрение. 1872.№ \ 2;ПанибратцевА.В. Психологический трактат архиепископа Феофилакта (Ф. Л. Ло-патинского) "Что является одушевленным и что не является таковым" // Общественная мысль. М., 1993. Вып. 4. С. 209–236; Он же. Философия в Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1997.
   А. В. Панибратцев

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ФЕОФИЛАКТ" в других словарях:

  • Феофилакт — (Θεοφύλακτος) греческое Род: муж. Этимологическое значение: «хранимый Богом» Иноязычные аналоги: болг. Теофилакт греч …   Википедия

  • ФЕОФИЛАКТ —     ФЕОФИЛАКТ (в миру Федор Леонтьевич Лопатинский) 70 е гг. 17 в.. Волынь 6 (17) мая 1741, Петербург] архиепископ Тверской и Кашинский, богослов, философ. Родился в дворянской семье, обучался в Киево Могилянской академии. По завершении обучения… …   Философская энциклопедия

  • Феофилакт — а, муж.; народн. Филат, а; разг. Феофилат, а; прост. к Фефилат, а.Отч.: Феофилактович, Феофилактовна; разг. Феофилактыч.Производные: Феофилактушка; Феофила; Фила (Филя); Филатка.Происхождение: (От греч. theos бог и phylax страж; несущий… …   Словарь личных имен

  • ФЕОФИЛАКТ — в миру Федор Леонтьевич Лопатинский (1670 е гг. 1741), русский православный богослов, философ, епископ. Учился в Киево Могилянской академии вместе с Феофаном Прокоповичем. Преподаватель и ректор Славяно греко латинской академии (1708 22),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • феофилакт — сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Феофилакт Охридский — Феофилакт Болгарский, Охридский (греч. Θεοφύλακτος¨Ηφαιστος, болг. Теофилакт Български)  архиепископ Охрида в византийской провинции Болгарии (ныне Республика Македония), крупный византийский писатель и богослов, комментатор Библии. Жил во второй …   Википедия

  • Феофилакт Самокатт — Феофилакт Симокатта византийский писатель и историк, живший в начале VII века. Родом из Египта и приходился родственником тамошнему наместнику Петру. Предположительно дата его рождения относится к 80 м годам VI века. Происходил из знатной… …   Википедия

  • Феофилакт Болгарский —         Феофилакт Ифест, Феофилакт Охридский (1 я половина 11 в., о. Эвбея, – после 1126), византийский богослов, писатель. В 70 х гг. учитель риторики в Константинополе, затем дьякон храма св. Софии, воспитатель наследника престола Константина… …   Большая советская энциклопедия

  • Феофилакт (Клементьев) — Феофилакт (в миру Фёдор Клементьев; 14 (26) июня 1870, Харьковская епархия  5 января 1923)  деятель обновленчества, до 1922 года  епископ Русской православной церкви, епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии. Биография В 1893 …   Википедия

  • ФЕОФИЛАКТ СИМОКАТТА — (1 я пол. 7 в.) византийский писатель, автор Истории правления императора Маврикия . Большой популярностью пользовались его книги вымышленных писем …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»